| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРОГРАММА курса "Основы религиозных культур и светской этики"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ №104 г. ЧЕЛЯБИНСКА
ПРОГРАММА курса «Основы религиозных культур и светской этики»
2012 год 1.Паспорт программы Наименование программы – Программа введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) в МАОУ СОШ № 104 Нормативно-правовая база, используемая для разработки программы – Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании», распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.10.2009 года № 1578 – р «Об утверждении плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» Цель программы - создание системы организационно-управленческого и научно-методического обеспечения по организации и введению предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 Этапы реализации программы – февраль-март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104 ; апрель 2012 – май 2012 годы – введение и апробация курса ОРКСЭ; июнь 2012 года – анализ и обобщение результатов. Риски программы – ошибки в работе управленческого блока, низкий уровень научного и методического обучения и консультирования участников программы.
2.Пояснительная записка
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всем мире и в нашей школе в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности. Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозных культур, рассматриваемых в рамках культурологического подхода, имеют сегодня важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее, помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. В то же время преподавание основ религиозной и нерелигиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем. В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ, имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции. 3.Цель программы Разработка, совершенствование и апробация целостной системы духовно-нравственного, гражданского воспитания личности на основе программы «Основы религиозных культуры и светской этики» и модуля «Основы светской этики» в условиях МАОУ СОШ № 104, формирование социокультурной компетенции учащихся, духовно-нравственных ценностей. 4.Задачи программы 1. Создание комплекса условий (кадровых, учебно-методических, материально-технических) для реализации основных направлений развития личности: личностной культуры, социальной культуры, семейной культуры, повышение уровня духовно-нравственной культуры учащихся как образовательного результата работы школы, школьного образовательного сообщества. 2. Актуализация представлений о базовых духовно – нравственных категориях и ценностях (патриотизм – социальная солидарность – гражданственность – традиционные российские религии – семья – труд и творчество- природа и искусство – человечество) через урочную, внеурочную деятельность, сотрудничество с семьей, общественными, религиозными организациями. 3. Разработка системы мониторинга и оценивания успешности и эффективности урочной, внеурочной деятельности, внешкольной деятельности, семейного воспитания, изучения культурологических основ традиционных российских религий. 4. Выстраивание и совершенствование «архитектуры» открытого социокультурного воспитательного и образовательного пространства. Реализация и апробация комплексного учебного курса ФГОС. 3.Общая характеристика учебного курса
Цель комплексного учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения, а также своей сопричастности к ним. Основные задачи комплексного учебного курса: · знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики · развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества · обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы · развитие способностей младших школьников к общению Учебный курс ОРКСЭ включает в себя модули: 1. Основы православной культуры 2. Основы исламской культуры 3. Основы буддийской культуры 4. Основы иудейской культуры 5. Основы мировых религиозных культур 6. Основы светской этики Один из модулей изучается обучающимся с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей). В течение 2012 – 2013 гг. преподавание учебного курса ОРКСЭ осуществляется в 4 четверти 4 класса и 1 четверти 5 класса. Наша школа на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса, определила для изучения модуль ОРКСЭ «Основы светской этики».
4.Описание модуля «Основы светской этики»
Данный модуль является частью курса ОРКСЭ, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания. Изучая выбранный модуль, обучающийся получит представление о конкретной культурной традиции, познакомится с ее характеристиками.
Структура комплексного учебного блока «ОРКСЭ» (34 часа)
4 класс, четвертая четверть (17 часов) Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час) Блок 2. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 1. (16 часов) 5 класс, первая четверть (17 часов) Блок 3. Основы религиозных культур и светской этики. Часть 2. (11 часов) Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (6 часов) Блоки 1 и 4 посвящены патриотическим ценностям и нравственному смыслу межкультурного и межконфессионального диалога как фактора общественного согласия. Уроки в рамках этих блоков проводятся для всего класса вместе. По желанию учителя возможно также проведение совместных завершающих уроков в блоке 2, связанных с презентациями творческих проектов учащихся. Блок 4 – итоговый, обобщающий и оценочный. Предусматривает подготовку и презентацию творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. На презентацию проектов приглашаются родители. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его еще раз, но уже в активной, творческой, деятельностной форме. В ходе презентации проектов все учащиеся класса получают возможность ознакомиться с основным содержание всех 6 модулей, узнать о других духовных и культурных традициях России от своих одноклассников. Подготовка и презентация проекта позволяют оценить в целом работу учащегося и выставить ему итоговую оценку за весь курс.
Примерная программа комплексного учебного курса
5.Учебно-методическое обеспечение курса
Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: Учебное пособие. М.: «Просвещение», 2010 А. В. Бородина История религиозной культуры М.»Экзамен», 2010 Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры: Учебное пособие 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010. Членов М.А., Миндрина Г.А., Глоцер А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы иудейской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010. Чимитдоржиев В.Л. Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры: Учебное пособие: 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010. Латышина Д.И., Муртазин М.Ф. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры: Учебное пособие.4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010 Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010 Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя 4-5 класс М.: «Просвещение» 2010 Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». «Основы светской этики» 4-5 класс. М.: «Просвещение» 2010
План мероприятий по апробации введения учебного курса в МАОУ СОШ № 104 «Основы религиозных культур и светской этики»
7. Этапы реализации программы Февраль – март 2012 года – выявление и развитие ресурсов, проведение мероприятий обеспечивающих апробацию механизма введения изучения предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в практику МАОУ СОШ № 104: · разработка нормативно-правового обеспечения программы · проведение анкетирования родителей, с целью выявления модуля обучения · приведение условий образовательного процесса в соответствие с введением нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» · разработка программы для введения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» · проведение курсов повышения квалификации для педагогов по переходу к изучению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» · обсуждение проблем перехода начальной ступени школы на работу по введению нового учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» Апрель 2012 – май 2012 года –введение и апробация курса ОРКСЭ Июнь 2012 года – проведение мероприятий, анализ и обобщение результатов программы. · проведение мониторинговых исследований · подготовка методических рекомендаций по введению учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в МАОУ СОШ № 104 · участие в социологических исследованиях и опросах по ходу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 · Подготовка информации в Отдел образования по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ. 8.Ресурсное обеспечение · Управление программой введения изучения предмета ОРКСЭ в МАОУ СОШ № 104 осуществляет заместитель директора по УВР 1 ступени Савушкина Т. П. · Нормативное, финансовое и кадровое обеспечение программы осуществляется директором МАОУ СОШ № 104 Петровой О. В. Итоги родительского собрания в филиале МАОУ СОШ №104 по ОРКиСЭ
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов". |